Стандартизация процесса учета отходов: преимущества и вызовы в Новосибирске

Правильное обращение с отходами – одна из важных составляющих природоохранной деятельности любого предприятия. В последние годы на него обращают все более пристальное внимание экологические надзорные ведомства: природопользователи обязаны организовать систему учета и контролировать все процессы, связанны с отходами. Для всех организаций и ИП, в результате деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязательно ведение журналов движения отходов, проведение инвентаризации и ежегодная подготовка отчетности. Все это позволяет полностью контролировать все этапы обращения с опасным для природы мусором.





Каждый год нашими клиентами становятся 800 организаций

с первого раза

с небольшими компаниями, так
и с лидерами рынка в Новосибирске

24 часов


Наши специалисты
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Эколог |
Специалист по охране труда |
Делопроизводитель |
Инженер-эколог |
Что входит в систему учета отходов в РФ?
Обновление законодательства позволило установить стандартные правила контроля в области работы с отходами, отнесенными к 1-5 классам. Основными документами, устанавливающими стандартные требования к учету отходов, являются ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ и Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении порядка обращения с отходами».
Система учета включает в себя комплекс обязательных мероприятий, которые позволяют проконтролировать все стадии обращения с отходами на промышленном или коммерческом объекте:
- Проведение инвентаризации. Это первый этап, в результате которого выявляются все технологические процессы с появлением отходов, устанавливаются все площадки для их сбора и размещения.
- Разработка ПНООЛР – проекта норматива образующихся отходов и лимита на их размещение. Это основополагающий документ, впоследствии он будет использоваться для подготовки различных видов экологических отчетов.
- Ведение ЖДО – журнала учета. В него вносится информация об образовавшихся на предприятии отходах, а также о мусоре, полученном от других предприятий. В журналах фиксируется вся история операций с ними, в том числе обработка, утилизация, обезвреживание, отправка на захоронение и т.д.
- Проведение паспортизации. Для каждого вида образующегося на предприятии мусора разрабатывается персональный паспорт, в котором указывается наименование отхода, состав, класс опасности, код по классификатору ФККО и другая информация. Паспортизация позволяет установить полный список отходов, с которыми работает компания или ИП, впоследствии паспорта потребуются для заключения договоров на вывоз и транспортировку с другими организациями.
- Количественный анализ и обязательное биотестирование для отходов пятого класса. Для них не нужна паспортизация, однако нужно подтвердить, что отход относится именно к пятому классу, то есть фактически не представляет угрозы для природы. Для проведения исследований организация или ИП должны обратиться в лабораторный комплекс с аккредитацией, предоставить образцы для проверки и получить протоколы испытаний.
- Заполнение формы статистической отчетности 2-ТП (отходы). Ее подают все организации и ИП, кроме представителей малого бизнеса, в ходе деятельности которых образуется 100 кг в год. От подачи отчета освобождены малые предприятия, количество отходов у которых не достигает лимита и которые не выполняют с ними никакие действия самостоятельно, а передают региональному оператору по договору. В эту категорию попадаю маленькие коммерческие предприятия, которые ведут преимущественно офисную деятельность.
Созданная система надзора дает возможность полностью контролировать ситуацию с отходами на предприятиях. Отслеживаются все этапы обращения с ними, от образования в результате производственных процессов о передачи на утилизацию или захоронение на полигонах.
Преимущества стандартизации учета отходов
Стандартизация учета позволила установить единые понятные правила обращения с опасными отходами 1-5 классов и разработать формы отчетности, которые природопользователи ежегодно заполняют и передают в Росприроднадзор. Система существует уже несколько лет, пока она продолжает периодически обновляться и дополняться.
Основная цель внедрения стандартной системы учета отходов – сокращение неконтролируемого загрязнения окружающей среды, предотвращение появления стихийных свалок, крайне опасных для природы. Организации и ИП должны контролировать образование отходов, следить за соблюдением установленных лимитов и не допускать их превышения. Размещение отходов стало возможным только на специализированных полигонах, так как необходимо отчитываться по всему образовавшемуся количеству.
Стандартизация учета отходов дает следующие преимущества надзорным ведомствам и самим природопользователям:
- Снижение разрушительного влияния на природную среду. Соблюдение установленных правил предотвращает попадание в нее токсичных веществ, которые присутствуют в мусоре, отнесенном к наиболее опасным классам.
- Более точный расчет экологических платежей в соответствии с установленными лимитами на размещение отходов. Если организация нарушает установленные лимиты, ей придется платить существенно больше.
- Значительное усиление контроля соблюдения природоохранного законодательства. Надзорные ведомства в ходе плановых и внеплановых проверок контролируют правильность заполнения документации, ведение журналов, наличие паспортов отходов. До 1 февраля года, следующего за отчетным, предприятия обязаны сдать форму 2-ТП (отходы), в которую вносится сводная информация из журналов, заполнявшихся в течение года.
- Разработка четкой системы правил обращения с токсичным мусором. Для каждого класса опасности установлены свои требования по сбору, хранению, размещению на полигонах.
Стандартизация учета- часть государственной программы по уменьшению количества отходов, попадающих в окружающую среду. Оно будет снижаться за счет внедрения малоотходных технологий и использования различных способов переработки и обезвреживания.
С какими трудностями сталкиваются природопользователи при организации учета отходов?
Однако стандартизация учета отходов создала и новые вызовы, с которыми предстоит справляться промышленным и коммерческим объектам. Значительно вырос объем документации по отходам, которую приходится заполнять природопользователям – нагрузка на экологов предприятий многократно возросла в течение нескольких последних лет. Пока законодательство только продолжает формироваться – из-за этого часто вносятся обновления, бизнес зачастую не успевает приспособиться к меняющимся требованиям.
Соблюдение всех требований по сбору, утилизации, захоронению и другим формам обращения с отходами требует немалых затрат. Необходимо правильно организовать места временного хранения, заключить договоры с профильными организациями, не допускать нарушений, чтобы избегать крупных штрафов. Также приходится оплачивать услуги аккредитованных лабораторий, в которых можно провести химические анализы отходов. Это увеличивает нагрузку на производство и в итоге повышает себестоимость выпускаемой продукции.
Задача государства в дальнейшем – сделать систему более простой и понятной, создать для бизнеса удобные условия, в которых можно было бы легально работать с соблюдением всех экологических требований.
Автор статьи: В. Миронов, кандидат технических наук, эколог
